Резолюция IV Железнодорожного съезда

Москва, 15 декабря 2023 г.

IV Железнодорожный съезд состоялся в год 186-летия железных дорог в России и 20-летия с момента образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Железные дороги являются основой транспортной системы страны, а работники железнодорожного транспорта – её ключевым элементом.
Съезд констатирует безусловную необходимость реализации важнейших железнодорожных проектов, связанных с выполнением решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Съезд выражает поддержку действиям руководства страны по обеспечению единства и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе проведению специальной военной операции.
Съезд отмечает постоянную поддержку железнодорожной отрасли Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
Со времени проведения в 2017 году III Железнодорожного съезда состоялось масштабное обновление железнодорожной инфраструктуры страны, подвижного состава, повышено качество предоставления услуг пассажирам и грузоотправителям, достигнуты значимые результаты в обеспечении безопасности и надежности работы железнодорожного транспорта, усовершенствованы система управления перевозочным процессом и механизмы повышения операционной эффективности.
Противоречащая международному праву санкционная политика США и стран ЕС создала угрозы для стабильного осуществления перевозок. Однако система железнодорожного транспорта показала устойчивость и выработала эффективные механизмы реагирования на внешние вызовы. Это позволило бесперебойно обслуживать международные грузопотоки в условиях кардинального изменения их направлений.
Участники Съезда отмечают все возрастающее значение железнодорожного транспорта для расширения внутренних и внешних транспортно-экономических связей России, осуществляемого, в частности, посредством развития международных транспортных коридоров.
Съезд отмечает большое значение государственной поддержки железнодорожного транспорта, обеспечивающего доступное и надежное транспортное обслуживание, и являющегося системообразующим элементом экономики России, важным фактором ее модернизации и обеспечения единства экономического пространства страны.
На железнодорожном транспорте выстроен, надежно работает и постоянно совершенствуется механизм ведения социального диалога между работодателями и работниками в лице выборных профсоюзных органов. Система социальных гарантий железнодорожникам позволяет сохранять социальную стабильность в трудовых коллективах, повышать привлекательность работы на железнодорожном транспорте, обеспечивает устойчивое функционирование и развитие железнодорожного транспорта.

Безусловными приоритетами деятельности и развития железнодорожного транспорта до 2030 года являются:
достижение национальных целей развития Российской Федерации, обеспечение и защита её национальных интересов;
выполнение государственных задач в сфере обеспечения обороноспособности страны;
повышение уровня транспортной и информационной безопасности железнодорожного транспорта, безопасности перевозочного процесса, недопущение причинения вреда жизни и здоровью людей;
развитие человеческого капитала железнодорожного транспорта и создание благоприятной рабочей среды в трудовых коллективах;
социальная поддержка участников специальной военной операции и членов их семей;
формирование на железнодорожном транспорте комфортной и доступной среды для пассажиров, повышение скорости перевозки пассажиров, обеспечение высокого уровня обслуживания и улучшение сервисов, развитие туризма;
реализация приоритетных транспортных проектов развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, коридора Север-Юг, Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов, подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов и других инфраструктурных проектов, имеющих важнейшее значение для развития России;
интеграция железнодорожного транспорта Луганской и Донецкой народных республик, Запорожской и Херсонской областей в единую транспортную систему страны;
формирование новых международных транспортных коридоров;
обеспечение устойчивого энергоэффективного развития железнодорожного транспорта как высокоэкологичного вида транспорта;
создание условий для гибкого реагирования на внешние факторы, основываясь на принципах корпоративной, социальной и экологической ответственности;
технологическая независимость за счет внедрения в железнодорожной отрасли инноваций в области науки, техники, технологий.

С учетом приоритетов деятельности и развития железнодорожного транспорта до 2030 года Съезд считает необходимым выполнение следующих задач:
своевременное выполнение железнодорожных перевозок в интересах государства;
укрепление социального партнерства и развитие человеческого капитала железнодорожного транспорта за счет непрерывного обучения, мотивации, сохранения здоровья работников и ветеранов отрасли, предоставления им льгот и гарантий, а также формирования культуры преемственности, развития волонтерства, укрепления института семьи и династий на железнодорожном транспорте и создания благоприятной рабочей среды в трудовых коллективах, развитие социальной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации, особенно в регионах Дальнего Востока;
необходимость создания на территории Российской Федерации разветвленной сети высокоскоростных железнодорожных магистралей с привлечением, в том числе, частных инвестиций на условиях государственно-частного партнерства, что повысит мобильность населения, улучшит связанность регионов, придаст импульс развитию территорий прохождения ВСМ и экономики страны в целом. Выполнение поставленной Президентом Российской Федерации задачи по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения в России позволит достичь высокого уровня технологического развития страны в этой сфере. Первым шагом в этом направлении станет строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург;
расширение маршрутной сети пригородных пассажирских перевозок, в том числе за счет продолжения работы по развитию железнодорожной инфраструктуры в городах во взаимодействии с субъектами Российской Федерации, с целью обеспечения транспортной доступности за счет улучшения внутриагломерационных перевозок;
обеспечение источниками финансирования инвестиций и приоритетное обеспечение безубыточного содержания основных фондов пассажирского комплекса железных дорог;
повышение качества перевозок, создание бесшовной среды в пассажирском и грузовом сегментах, в том числе с применением транспортно-логистических схем;
поступательное развитие современных логистических технологий и транспортных услуг, формирование сети технологичных терминалов, обеспечение сбалансированного, с учетом интересов всех участников рынка, распределения грузопотоков на инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования;
приведение тарифной системы к современным условиям;
модернизация производственной базы в целях обеспечения технического и технологического суверенитета, замещение российскими аналогами зарубежных цифровых продуктов и программного обеспечения;
расширение сотрудничества с промышленными партнерами в области разработки и производства новой железнодорожной техники и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры, производства новых перспективных видов продукции и услуг, в том числе с привлечением предприятий малого и среднего предпринимательства;
повышение уровня инновационной активности, цифровизации процессов, развития научно-технической деятельности, исследований и разработок во взаимодействии с ведущими научными, научно-производственными и образовательными организациями;
продолжение взаимодействия с профильными международными организациями (Организация сотрудничества железных дорог, Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Международная федерация профсоюзов железнодорожников) в целях обеспечения унифицированной основы функционирования рынка международных железнодорожных грузовых и пассажирских перевозок, отвечающей интересам всех его участников. Отмечается ведущая роль железнодорожного транспорта в расширении транспортно-экономических связей России с дружественными государствами, его системообразующее значение для интеграционных процессов ЕАЭС, СНГ, ШОС, БРИКС, а также для развития транспортных коридоров, соединяющих Россию со странами Азии и Ближнего Востока.

Для решения поставленных задач до 2030 года Съезд считает необходимым:
обеспечение транспортной безопасности и безопасности движения на железнодорожном транспорте;
рост мотивации и производительности труда работников железнодорожного транспорта, в том числе за счет повышения конкурентоспособности заработной платы и предоставления социальных гарантий, льгот и компенсаций, а также роста благосостояния и уровня социальной защиты работников, членов их семей и неработающих пенсионеров;
повышение конкурентоспособности, качества и гибкости транспортных услуг в условиях быстро меняющейся конъюнктуры на рынке на основе современных цифровых технологий, скоординированного развития железных дорог общего и необщего пользования на территории Российской Федерации;
обеспечение сбалансированного распределения грузопотоков и пассажиропотоков с учетом интересов всех участников рынка и создание долгосрочных, нормативно закрепленных, взаимоотношений между ними, предусматривающих необходимое развитие железнодорожной инфраструктуры в интересах развития экономики страны;
повышение качества транспортных услуг в части безопасности и комфортности перевозок, с минимизацией негативного воздействия на окружающую среду;
рост уровня комфорта за счет совершенствования конструкции подвижного состава для посадки-высадки пассажиров на любых типах платформ;
развитие производственной инфраструктуры в области технического обслуживания и ремонта подвижного состава в соответствии с современными высокотехнологичными отечественными практиками;
укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества с зарубежными партнерами и продвижение интересов российских железных дорог в профильных международных организациях, а также межгосударственных объединениях;
достижение следующих показателей провозной способности железнодорожной инфраструктуры на ключевых экспортных направлениях по итогам 2030 года: железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна в размере 152 млн. тонн, железнодорожных подходов к портам Северо-Западного бассейна в размере 220 млн. тонн, Восточного полигона в размере 210 млн. тонн и 255 млн. тонн по итогам 2032 года;
формирование и фиксация долгосрочных источников финансирования инвестиционных проектов, обеспечение операционной эффективности, стабильной налоговой политики совместно с Правительством Российской Федерации;
реализация проектов цифровой трансформации с обеспечением их долгосрочными источниками финансирования;
сбалансированное обновление железнодорожной инфраструктуры, основных фондов хозяйств и подвижного состава, расширение механизмов инвестирования на условиях государственно-частного партнерства для опережающего развития железнодорожной инфраструктуры в целях ускорения социально-экономического развития страны;
обеспечение эффективного управления имущественным комплексом железнодорожной отрасли, включая формирование его оптимального объема и структуры;
заключение долгосрочных договоров с промышленными и строительными компаниями на принципах справедливого ценообразования, исходя из параметров стратегических программ развития.

IV Железнодорожный съезд одобряет основные приоритеты и задачи перспективного развития железнодорожной отрасли до 2030 года.